Проверку тепловых зазоров в приводе клапанов выполняем в соответствии с регламентом технического обслуживания через 90 тыс. км пробега, а также при возникновении характерного «цокающего» звука в зоне крышки головки блока цилиндров. Операции выполняем на холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости (20±5) °С. Снимаем катушки зажигания (см. Снятие катушек зажигания, замена свечей зажигания) и отводим жгут проводов катушек зажигания от крышки головки блока цилиндров в сторону.
На режимах полных нагрузок, когда разрежение во впускном трубопроводе снижается, картерные газы из-под крышки головки блока цилиндров попадают в цилиндры двигателя через штуцер крышки 1, соединенный шлангом 2 со шлангом 3 подвода воздуха к дроссельному узлу Электромагнитный клапан системы изменения фаз Место установки клапана системы вентиляции Клапан системы вентиляции картера
Сжав пассатижами концы хомута крепления шланга вентиляции картера…
…снимаем шланг со штуцера клапана системы вентиляции картера.
Аналогично отсоединяем от другого штуцера крышки головки блока цилиндров шланг системы вентиляции картера.
Головкой «на 10» отворачиваем шестнадцать болтов крепления крышки головки блока цилиндров…
…и снимаем крышку.
На автомобиле с механической коробкой передач вывешиваем правое переднее колесо и устанавливаем автомобиль на подставку заводского изготовления. Включаем пятую передачу в коробке передач. Вращая колесо по часовой стрелке, проворачиваем коленчатый вал двигателя до момента установки поршня 1‑го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
На автомобиле с автоматической коробкой передач снимаем правый грязезащитный щиток моторного отсека (см. Снятие грязезащитных щитков моторного отсека) и проворачиваем коленчатый вал двигателя по часовой стрелке за болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов.
При нахождении поршня 1‑го цилиндра в положении ВМТ такта сжатия…
…метки на звездочке 1 распределительного вала выпускных клапанов и корпусе 2 исполнительного механизма системы изменения фаз на валу впускных клапанов должны располагаться (как показано на фото) напротив друг друга и на уровне плоскости разъема крышки и головки блока.
При этом метка (риска) на шкиве привода вспомогательных агрегатов должна совпадать с меткой «0» на приливе крышки привода ГРМ.
В этом положении валов набором щупов проверяем зазоры между толкателями и кулачками (при измерении кулачок не должен надавливать на толкатель, а должен быть обращен к нему «затылком» – своим цилиндрическим участком)…
…впускных клапанов 1‑го и 2‑го цилиндров, а также выпускных клапанов 1‑го и 3‑го цилиндров.
Зазор равен толщине щупа, который вводится между кулачком и толкателем с легким защемлением.
Записываем номера кулачков и измеренные зазоры в приводе клапанов.
Провернув коленчатый вал на один оборот (360°) по часовой стрелке, проверяем зазоры между толкателями и кулачками…
…впускных клапанов 3‑го и 4‑го цилиндров, а также выпускных клапанов 2‑го и 4‑го цилиндров.
Номинальный зазор для впускных клапанов составляет 0,20 мм, а для выпускных – 0,25 мм. Допуск на зазоры для всех клапанов составляет ±0,05 мм.
В том случае если зазор в приводе какого-либо клапана выходит за границы допуска, необходимо отрегулировать зазор. Регулировка зазора в приводе клапана выполняется путем замены толкателя клапана новым, толщину которого нужно рассчитать по формуле S=A+B–C, где S – толщина нового толкателя, мм; А – толщина старого толкателя, мм; В – измеренный зазор, мм; С – номинальный зазор, мм. Для замены толкателя необходимо демонтировать распределительный вал и, вынув толкатель, микрометром замерить его толщину. В запасные части поставляют толкатели клапанов толщиной от 3,00 до 3,60 мм с шагом 0,015 мм – всего сорок один размер толкателей. Учитывая, что при выполнении операции по замене толкателей придется столкнуться со значительными трудностями, связанными со снятием цепи привода ГРМ и установкой фаз газораспределения, рекомендуем регулировку тепловых зазоров в приводе клапанов проводить на станции технического обслуживания.
Сборку выполняем в обратной последовательности. Перед установкой крышки головки блока цилиндров вынимаем из её пазов…
…резиновую уплотнительную прокладку…
…и резиновую прокладку, уплотняющую свечные колодцы.
Уплотнительные прокладки крышки головки блока цилиндров.
Очищаем от загрязнений и остатков моторного масла пазы крышки и привалочную поверхность головки блока цилиндров. Устанавливаем новые уплотнительные прокладки в пазы крышки. Установив крышку головки блока цилиндров и наживив болты её крепления, затягиваем их в два этапа предписанным моментом (см. Приложения) в последовательности, указанной на фото.
Последовательность затяжки болтов крепления крышки головки блока цилиндров.