Проверку термостата проводим при нарушении теплового режима работы двигателя, когда двигатель перегревается или температура охлаждающей жидкости не достигает штатных значений. Работоспособность термостата можно оценить на автомобиле.
После пуска холодного двигателя отводящий от радиатора нижний шланг некоторое время должен оставаться холодным. При этом клапан термостата закрыт и жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор. После того как температура жидкости достигнет (82±1,5) °C, нижний шланг радиатора должен начать быстро нагреваться, что указывает на начало циркуляции охлаждающей жидкости по большому кругу. Для замены термостата сливаем жидкость из системы охлаждения двигателя (см. Замена охлаждающей жидкости).
Головкой «на 12» отворачиваем два болта крепления крышки термостата к блоку цилиндров…
…и сдвигаем крышку термостата со шпилек блока цилиндров, не отсоединяя от крышки отводящий шланг радиатора.
Вынимаем термостат из гнезда блока цилиндров.
Снимаем резиновую прокладку с фланца термостата.
Для проверки термостата опускаем его в прозрачный сосуд с водой.
Подогреваем сосуд, одновременно помешивая жидкость и контролируя по термометру начало открытия клапана термостата. У исправного термостата шток клапана должен начать выдвигаться при температуре (82±1,5) °C. При температуре жидкости 95 °C клапан должен полностью открыться – ход штока не менее 8 мм.
Устанавливаем термостат в обратной последовательности.
Если прокладка термостата повреждена или потеряла эластичность, её необходимо заменить новой. При установке прокладки на фланец термостата…
…совмещаем её выступ с выступом фланца.
При установке термостата в гнездо блока цилиндров…
…ориентируем его так, чтобы выступ уплотнительной прокладки совпал с пазом в гнезде.
Болты крепления крышки термостата затягиваем предписанным моментом (см. Приложения).
Заправляем систему охлаждения жидкостью (см. Замена охлаждающей жидкости).